Управление организацией Моделирование бизнес-процессов и организационной структуры Документооборот, автоматическое формирование регламентирующих документов Виктор Волонтей Компания "Правила бизнеса", Республика Беларусь Управление бизнес-процессами или «процессный подход» на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных методологий управления компаниями. В статье рассмотрены необходимые понятия, смысл процессного подхода. Процессный подход — подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами компании или внешней средой. «Правильный» набор бизнес-процессов отдельной компании представляет собой их систему или сеть рис. Подтверждением «прогрессивности» управления бизнес-процессами как подхода к управлению компаниями подтверждается и тем, что процессная организационная структура реализации процессного подхода является одним из принципов стандартов ISO 9001. Стандарты ISO 9001, по сути, являются нормативной моделью ведения бизнеса, выработанную деловым сообществом с учетом мирового опыта и закрепленную в международных стандартах на системы менеджмента. Среди преимуществ процессного подхода можно отметить: клиентоориентированность; нацеленность на результат; гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды; непрерывность управления; возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы; прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации. Ключевым понятием процессного подхода является понятие «бизнес-процесса». Бизнес-процесс — регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на процессная организационная структура заданного результата, ценного для организации. Существует достаточно много определений этого термина, сформулированными как известными и авторитетными специалистами, так и международными организациями. Также следует сказать, что понятие «бизнес-процесс» достаточно часто в литературе, статьях, интернет-источниках применяется и в широком смысле как «деятельность в целом». Основными понятиями процессного подхода являются: Результат бизнес-процесса — то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса. Владелец бизнес-процесса — должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процессная организационная структура и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Исполнители бизнес-процесса — команда специалистов из различных функциональных областей кросс-функциональная командавыполняющих действия процесса. Вход бизнес-процесса — ресурсы материальные, информационныенеобходимые для выполнения процессная организационная структура получения результата процесса, которые преобразовываются или потребляются при выполнении процесса. Управление бизнес-процесса в IDEF0 — управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса. Исходя из вышеизложенного определения бизнес-процесса, к основным принципам их выделения можно отнести: необходимый результат; регулярность действий; ценность результата для компании. Глубина и степень детализации при описании моделировании бизнес-процессов определяются в зависимости от конкретных задач, вопросов на которые должно ответить это описание модель процессная организационная структура, «проблемностью» и важностью процесса. Наиболее часто описание бизнес-процессов используется для получения ответов на вопросы типа: ЧТО, КТО и КАК должен выполнять в рамках деятельности компании. Основные способы описания бизнес-процессов изложены в табл. Привычность Взаимосвязи между бизнес-процессами тяжело отслеживать. Высока вероятность неоднозначного понимания. Затрудненный анализ бизнес-процессов из-за избытка малозначимой информации, Значительные трудозатраты на поддержание документов в актуальном состоянии Табличное Матрица распределения ответственности Привычность Однозначность Небольшое число факторов, параметров, которое можно отразить в таблице Визуальное графическое Организационная процессная организационная структура, блок-схема, технологическая карта и др. Наглядность Однозначность Разработаны нотации под решения задач различной сложности Возможно наличие требований к квалификации Визуальное графическое с помощью специализированного программного продукта — системы бизнес-моделирования, case-средства Сеть бизнес-процессов, Информационные модели для решения различных задач и т. Возможность комбинированного использования всех предыдущих способов описания бизнес-процессов Возможности коллективной работы Поддержка различных нотаций, автоматическая проверка процессная организационная структура и др. На выбор способа описания бизнес-процессов оказывают влияние такие факторы как: задачи, которые компания желает решить, внедряя процессный подход; размер и вид деятельности компании; сложность бизнес-процессов их взаимодействия, риски бизнеса; квалификация персонала; устоявшаяся практика и др. При управлении бизнес-процессом, его улучшением целесообразно применять цикл PDCA. Применение цикла PDCA для каждого отдельного процесса характеризуется следующим набором действий: Этап Действия Планируй Plan : Определяй цели показатели процесса и процедуры работы, выполнение которых участниками приведет к достижению его целей Процессная организационная структура Do : Доведи до участников процесса цели показатели и процедуры работы, обеспечь соблюдение процедур работы участниками Проверяй Check : Контролируй показатели, соблюдение процедур работы участниками - анализируй выявленные несоответствия Действуй Action : Улучшай процесс посредством применения результатов его анализа, устранения причин несоответствий Определение назначение целей бизнес-процессов производится с учетом стратегии компании. Ключевые показатели эффективности KPI, характеризующие степень достижения стратегических целей процессная организационная структура использовать в качестве показателей результативности и эффективности бизнес-процессов. При выборе показателей необходимо учитывать: их соответствие целям; возможность и «легкость» контроля. Эффективное улучшение бизнес-процессов с применением цикла PDCA на постоянной основе возможно лишь в случае наличия заинтересованности участников процесса в его непрерывном совершенствовании. Наилучшим способом задействовать потенциал участников как «движущей силы улучшения» процессная организационная структура учет достижения-недостижения целей бизнес-процесса показателей KPI в системе мотивации персонала. Использовав вышеописанный подход можно «убить нескольких зайцев»: во-первых: стратегия, цели компании не «повисают» в воздухе, поскольку они увязаны с текущей деятельностью компании через бизнес-процессы; во-вторых: процессная организационная структура возможность для построения по настоящему эффективной системы мотивации, основанной на учете конкретного результата, достижения показателя KPI. Управление бизнес-процессами как процессная организационная структура к управлению компанией предусматривает то, что необходимо как совершенствование отдельного процесса в частности, так и системы сети процессов в целом. Мировая практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного подхода, является более эффективной процессная организационная структура результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой. Методология структурного анализа и проектирования.
|